Детское воровство, сталкивались ли мы с такой ситуацией и как выходили из нее
«Ко мне очень часто обращаются приемные родители с такой проблемой, как детское воровство, с вопросом, сталкивались ли мы с такой ситуацией и как выходили из нее.
Честно признаюсь, не особо хочется об этом писать, говорить, но к сожалению эта проблема часто является причиной возврата ребенка/детей обратно в интернатные учреждения. Приемные родители, столкнувшись с подобной проблемой не знают к кому обращаться, остаются один на один с проблемой не зная что делать, как поступить правильно…
Да. У нас были такие ситуации. Лет семь-восемь назад один ребенок учился в другом городе и жил в интернате. Мне позвонила зам-директора и сообщила о том, что пропал дорогой телефон, мама мальчика у которого украли телефон намерена написать заявление в правоохранительные органы. Под подозрением было несколько мальчиков, которые во время пропажи находились в одной комнате.
Выслушав зам-директора, я ответил, что это мой сын…, в ответ она мне начала говорить, что его никто не обвиняет, всех родителей вызывают. Вспоминая сейчас, понимаю, как она была удивлена моему ответу. Затем я позвонил сыну, которой мне во всем признался, правда не сразу, мы договорились, что утром в девять до моего приезда, он положит телефон на стол в приемной или в столовой. Утром зам директор позвонила и сообщила, что телефон лежал на столе, мы договорились, чтобы никто не узнал кто именно это сделал, чтобы избежать последствий.
Приехав в школу, мы с сыном поговорили о случившемся, больше мы к этому вопросу не возвращались.
Из этой ситуации может сложится мнение, что ребенок постоянно воровал, поэтому я был в этом уверен. Нет. Дома он никогда не совершал ничего подобного. Он был всегда спокойным, ответственным, хорошо учился. Наблюдая за ним, мне было заметна склонность к этому, также у него была привычка собирать абсолютно ненужные вещи, безделушки под подушки, матрас, в карманы.
Здесь конечно может сложится мнение, что я намеренно спровоцировал, навешал ярлык на ребенка…
Другой случай, когда воровство совершили друзья моего сына, он участия не принимал, был свидетелем, все студенты колледжа.
Но, я воспитываю детей так, и постоянно говорю на семейных советах: — Если кто-то совершает проступок, и вы об этом молчите, не пресекаете, значит одобряете и являетесь соучастниками, не зависимо от тяжести проступка. Если вы не можете пресечь проступок в целях безопасности, вы должны сказать об этом мне, чтобы мы взрослые нашли деликатное решение данной ситуации, чтобы никто не пострадал.
Сын приехал из колледжа на выходные, два дня я ничего не говорил, он тоже молчал.
Перед его отъездом, я спросил, знает ли он о том, что мне известно об инциденте? Он, ответил, что знает, и на мой вопрос почему молчит, ответил, что ему было стыдно… Мы спокойно поговорили, он пообещал, что подобного больше не повторится. Об этом случае у нас в семье никто не знает, только я и он. Эта ситуация была еще одним шагом в укреплении доверительных отношений. Для нас важно, чтобы дети всегда были уверены в том, что не зависимо, что они сделают, мы родители, не перестанем их любить, и найдем правильное здоровое решение в любой ситуации…
Причин для воровства очень много, особенно у детей, которые жили в асоциальной среде, пережили разного рода психологические травмы. От того какая будет реакция у приемных родителей, будет ли дан шанс, получит ли понимание, будет зависеть очень многое, сложатся ли правильные здоровые взаимоотношения в семье.
Основная причина подобных действий является желание детей иметь те вещи, которых у них не было, даже попав в приемную семью, в другую среду, привычки остаются. Возможно, что так ребенок снимает напряжение, расслабляется, получает чувство удовлетворения. Ведь попав в новую среду, в новый мир, он постоянно находится в напряжении, хотя внешне это может быть не заметно.
Ребенку приходится привыкать к новым порядкам, друзьям, традициям, коллективу в школе, учителям, соседям, запахам, ему нужно стараться быть таким, каким хотят его видеть, соответствовать, что приводит к перенапряжению, может показаться странным, не чувствует себя в безопасности, так дети неосознанно снимают напряжение. А если, дети, жили в неблагополучных семьях, где воровство считалось нормальным, если детей за это еще и хвалили, то и ребенок просто следует привычкам.
Иногда, детей мучают призраки прошлого, так они пытаются заполнить пустоту от нехватки любви, внимания в прошлом, потребность почувствовать облегчение.
Первые два года, когда дети были маленькими, были случаи, когда пропадали какие то, незначительные вещи. Для нас было важно, чтобы дети признались, не для того чтобы наказать, а для того, чтобы дети знали границы дозволенного.
Если что-то пропадало, я закрывался в комнате, и дети по очереди заходили в комнату, говорили или на бумажке ставили плюс что говорило, что это он, или минус, что это не он. Каждый заходил по три раза, это делалось для того, чтобы никто не узнал кто именно совершил кражу, знал только я и ребенок, с каждым проводил беседу, никаких наказаний не было.
Многие считают, что это гены, но гены здесь ни при чем. Среда обитания, психологические травмы, приводят к тому, что дети становятся заложниками этой слабости. Родителям нужно приложить много усилий, чтобы помочь детям излечится, избавится, но все будет зависеть насколько правильно выстроены доверительные, дружеские отношения.
Очень важно быть внимательным к ребенку, узнать, что его интересует, поддержать, помочь реализоваться в чем-то и радоваться, даже в незначительных достижениях, выражать любовь, гордость, чтобы ребенок ощущал себя счастливым, чтобы не искал острых ощущений и удовлетворения в других привычках».
Кабылбаев Мурат.